Спасибо, я знаю! » Blog Archive » О вреде компьютерных игр

О вреде компьютерных игр

Для меня есть несколько тем, которые я обхожу стороной при жарких дискуссиях компании, в которых я отказываюсь. Одна из них это «Вред компьютерных игр для ребенка». Пару лет назад — это было не актуально, так как детей у меня не было, а мой личный пример/авторитет мало кому интересен.

Но сейчас ситуация изменилась, и уже как (почти) 2 года я — папа. И моя дочь умеет разблокировать гаджет и включать свои любимые мультики быстрее, чем это может сделать ее бабушка. И пытается осваивать различные приложения после того, как любимые передачи и мультики наскучивают.

Очевидцы, особенно те, кто постарше, хватаются за голову.  Именно для вас, дорогие мои, этот пост — краткое пособие о том, что нужно понимать перед тем, как попытаться обосновать  свою позицию, о том, какое же это вселенское зло.

Мне было около 5 лет, когда я первый раз увидел компьютер — это был полноценный ноутбук, правда размером с чемодан. На мониторе появился нарисованный скелет, который держал на руке 3 персонажей и при помощи стрелок, отец выбрал одного из них, потом нажал еще одну кнопку и на второй руке появились оставшиеся 2 персонажа.

golden axe

Меню выбора игроков в Golden Axe

Эта была игра Golden Axe — в которую папа засел играть вместе с моим старшим братом, а я любовался интерактивным мультфильмом, как «бородатый дед» (это я о персонаже) с топором и «Воин» с мечом, покоряли подземелье.

golden axe 2

Честно скажу, освоить игру самостоятельно мне не удалось, во- первых, перед запуском любой программы на PC того времени, необходимо было указать ряд настроек, при которых она запускалась корректно, мало того, что язык был английским, так и термины не ясные. Понять разницу между Inbuild Audio и SoundSpeaker, тогда было сложновато.

Однако, спустя несколько часов наблюдений мне удалось подобрать «шифр», и даже выучить заветную строку, которую приходилось набирать:

C:\Dir
C:\games\goldenaxe\start.exe

Будучи внимательным, я научился обходить вопросы о возрастном ограничении в Larry

Тест на возраст в игре Larry

Чтобы проникнуться духом того времени, просто запустите ссылку и представьте себя 6-летним мальчиком

http://js-dos.com/games/

Спустя немного времени у меня появился полноценный PC — это был так называемый 286. Игр становилось все больше. Стандартные платформеры, которыми хватались одноклассники на своих приставках, меня интересовали мало, также как и гоночные симуляторы по кольцевым лоуполи пространствам, до выхода легендарной серии Need for Speed и контроллера в виде рулевого колеса с педалями и коробкой передач Trust Master.

А вот к дракам и экшенам интерес определено был. И… что странно, переносить поведение игроков в реальную жизнь я не хотел, а все почему?

самый первый wolfenstein

Пройдя все подземелья Golden Axe совместно с папой, можно было ввалить ему люлей в Street Fighter под восторженное умиление мамы, а потом пригласить в гости друга и показать ему все самые коварные комбо, которые успел выучить. Поэтому идея бить того, кто слабее да и вообще драться в реальном мире отсутствовала.

классика…

Кстати, интерес к такого рода играм тоже угас со временем.

Технологии равивались, я тоже рос. На компе появилась кнопка «трубо», и циферки на экране показывали уже 486. Жесткий диск на гигобайт казался бескрайним чудом, а если игра не умещалась на 1 дискетку, была вероятность повредить данные или попросту потерять часть.

sim city 2000 — то самое чувство, когда появляются небоскребы

В свои 9 лет, я был во всеоружии, компы появлялись у одноклассников, и шел активным обмен софтом в офлайне. Знал, где на районе раздобыть свежие игры и даже устраивал плановые переустановки windows 95 себе и всем желающим.

Лю Канг против Сабзиро

Дискета с новым Mortal Combat вставлялась в дисковод до того, как мы успевали снять ботинки или уж тем более помыть руки. И не было страшнее горя, чем несовместимость ОС с игрой.

Актуальное железо автоматически делало из тебя техно альфача. У меня дома Игорь Лебеденко разучивал фаталити, так как у него дома «Мортал не шел». (хотя звание альфача забрал мой старший брат, но дом наш — поэтому норм едем дальше).

просто doom

А дальше гора пройденных и стертых игр, освоенный сапер и косынка. Мой уровень английского подтянулся до уровня Apocalipsis, потому что я точно знал чем Rifle отличается от Shotgun, и для того, чтобы жить, нужен Health, а чтобы вообще не париться найти Armor.

Мотивация пройти игру просто вынуждала разбирать непонятный язык и пробовать все новые комбинации, поэтому меня абсолютно не удивляет, что современные дети помнят все заклинания из Гарри Потера. Я, например, помню IDDQD и ITISAGOODDAYTODIE — попробуйте набрать это без ошибок, когда враг с головой свиньи палит в тебя со снайперской точностью. Отсюда и скорость в наборе и опять же стимул учиться.

Mess with the best, you will die like the rest (c)

Уже спустя пару лет у нас дома появился первый Pentium. Видеть CD привод в компе было странно, так как у нас уже был BoomBox да и вообще слушать музыку на компе не казалось тогда супер инновационной идеей. Но это был PC-CD (то, что сейчас занимаем целый шкаф в маминой квартире и она почему-то не хочет их выбрасывать).

space guest — почти как «Гости с другой планеты»

У меня, как и любого нормального ребенка, в памяти хранятся воспоминания о совместных вылазках на природу или семейных праздниках, но вместе с ними я прекрасно помню, как мы разгадали последнюю головоломку в 7th Quest (несмотря на позднее время) и нашли пещеру в King Ques t5, хотя, если быть до конца откровенным, ее нашла мама, пока мы с бабушкой проводили лето в Воронеже, а по приезду я обнаружил тетрадный лист исчерченный в клетку 2на2 где были отмечены все оазисы и участки со змеями, помимо ремонта в детской мама исследовала и виртуальный мир.

King Quest любимая сказка

Вообще, конец 90х моя любимая эпоха в компьютерной индустрии и если бы я был чуть-чуть посентиментальнее, в моей квартире бы точно висели плакаты: Diablo, Half Life, FallOut. А под игры Lucas Arts Games я бы выделил целую стену.

«You know what would look better on your face? THE BAR.»

Если свет увидит продолжение или переиздание квеста Sam and Max -моя дочь определенно пройдет его со мной (Сюжетец поинтереснее последнего Шерлока).

Пес и Заяц в роли сыщиков

Недавно переизданные Monkey Island и Grim Fandango — снова погрузили меня в ту атмосферу и еще раз напомнили попросить маму выкинуть все CD, как устаревший и никому не нужный носитель.

grim fandango — Мени Калаверо, агент продающий билеты в последний путь

Хочется сказать несколько слов о погружении, которого так боятся современные взрослые, для того, чтобы это понять — это нужно попробовать, иначе никак.

day of tentacle — День щупальца, отнял куда больше чем день

Поверьте, выпускать кишки и подрывать дома я любил ровно столько же, сколько построить преуспевающий город или доказать всем, что банда байкеров не виновата в преступлении.

Theme Hospital — возможность создать идеальную больницу и пережить эпидемию и нашествие крыс

Компьютерная игра — это виртуальный мир искусно выдуманный кем-то, и каждый мир особенный и уникальный. Я не отдавал предпочтений какому-то конкретному миру, меня интересовал сюжет, поэтому зацикливаться и фокусироваться было излишним.

Знакомтесь, GTA1

Для тех, кто не в теме, скажу, что если над книжкой трудятся от силы 10 человек, в создании кино задействованы сотни, то штат компании, создающий компьютерную игру, может насчитывать тысячи человек, конечно, не все они работают единовременно и над одним проектом, но поверьте, игровая индустрия набрала обороты и не собирается сдавать.

World of warcraft — дойти до заветного 80 так и не получилось, развитие остановилось в районе 70

Безусловно, современные игры ярче, красивее и «умнее» тех, что я встретил на своем пути, но мне есть с чем сравнивать. И сегодняшние стратегии, на мой взгляд, вообще лишены права называться стратегиями, по сравнению с классической линейкой Dune2, SimCity 2000, Command and Conquer, Warcraft.

Command and Conquer: строить базу, развиваться или нападать — главный вопрос перед каждой миссией

Неокрепший детский мозг реально может поехать, так как сама суть стратегической игры в том, чтобы поставить игрока в неудобную ситуацию, из которой, чтобы выпутаться, нужно предпринять последовательность правильных решений и для родителя важно понимать суть происходящего, поэтому приглашение к столу во время «Лута» — допустимо, а во время рейда чревато скандалом — и это просто.

counter strike: неловкое чувство, когда просят перейти в другую команду

Поэтому фраза: «Он сошел с ума от компьютерных игр», для меня слышится примерно также как, «он прочитал Библию и ушел в монастырь». Проблема несколько шире. А компьютерные игры всего лишь ключик.

Для меня они отрыли дверь в профессию, заставили любить компьютеры, дали заработать, когда было напряжно, обучили различным премудростям. Да безусловно есть минусы: я не умею играть в футбол и не болею за Спартак, но мог порвать любого околофутбольного друга по сетке в Fifa, не знал, что вокалиста Панк группы The Offspring зовут Dexter Holland, но я знаю, что именно под этот трек я поставил рекорд в Tony Hawk Pro Skater. Сейчас компьютерные игры занимают важную роль в моей жизни, я провожу не более пары часов в месяц с джойстиком в руках, так как спектр моих увлечений и дел стал намного шире, чем «катать в дотку» или «валить арту»

Bully — симулятор школьного хулигана

И пофиг на все эти современные тенденции, смерть печатной литературы, признания кибер-спорта официальным спортом. Затевая спор или высказывая свою точку зрения не забывайте о том, что она именно ваша, а не единственно верная.